Зимнее физкультурное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями «Зимние забавы и игры».

Тихомирова Анна Юрьевна инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 12 "Полянка".
Описание: Данный сценарий адресован инструкторам по физической культуре, педагогам дошкольных образовательных учреждений, организаторам семейных клубов. Представленный материал не требует специальной подготовки детей и педагогов.

Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о времени года; развивать внимание, ловкость,выносливость, быстроту, умение действовать по сигналу;
воспитывать доброжелательность, умение действовать в коллективе сверстников и других взрослых;прививать интерес к физической культуре и спорту, зимним забавам.
Оборудование и материалы: клюшки, теннисные мячи, мячи фитболы по 2 шт, костюм "зимы", шапочки или эмблемы животных и сказочных персонажей по количеству детей, аудиозапись.
Предварительная работа: знакомство детей и родителей с подвижными играми, работа с родителями - изготовление шапочек и эмблем.

Ход развлечения:

Дети и родители входят в зал украшенный снежинками.
Инструктор: В гости к нам пришла зима,
Отворяйте ворота, выходи честной народ,
В наш веселый хоровод!
- Я приглашаю вас в гости к Зимушке.
Ходьба по залу с выполнением действий по тексту:
Мы шагаем по сугробам, Ходьба по залу,
По сугробам крутолобым. Ходьба на носках
Поднимай повыше ногу, Ходьба с высоким подниманием колена
Проложи другим дорогу. Бег парами взрослый - ребенок «саночки»
Очень долго мы шагали, Ходьба
Наши ноженьки устали.
Мы присядем, отдохнём, Присесть
А потом гулять пойдём. Ходьба
Инструктор: Вставайте свободно по всему залу. Вместе выполним зимнюю зарядку и погреемся!
Игра - разминка "Греемся".
А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.)
Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.)
Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.)
У кого не отлетели, С нами дальше полетели!… (Машем руками.)
Головою покачали!… (Качаем головой.)
По коленками постучали!… (Стучим по коленям.)
По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.)
А теперь потопали!… (Топаем.)
Дидактическая игра «Наряжаем елку».
Инструктор:
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
Игра малой подвижности «Елочки бывают».
Инструктор: Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
(Инструктор называет "елочки" стараясь запутать участников, на роль ведущего можно выбрать одного из родителей).
Инструктор включает в аудиозаписи вой ветра, скрип снега.
Инструктор: Слышите, Зима спешит к нам навстречу, холодно вдруг стало, правда? Для того, чтобы зима показалась, нам нужно превратиться в волшебных зверушек или сказочных персонажей.
Дети надевают шапочки или эмблемы.
В зал входит Зима.
Зима: Я волшебница - зима,
Я на праздник к вам пришла.
И не просто пришла
- Вам подарки принесла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед.
Вы меня не испугались?
К печке теплой не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить мне будет с вами?
Инструктор: Зимушка, очень ждали мы тебя, поиграй-ка с нами, удиви своими чудесами.
Зима: Много игр веселых знаю я, давайте поиграем в мою любимую игру «Льдинки ветер и мороз».
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети и взрослые разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» ищут свою пару и берутся за руки.
Зима: Молодцы весело играли! Не озябли? А если к нам сам Мороз пожалует, не испугаетесь? А вот и братья Морозы! Прячьтесь в дом.
Подвижная игра «Два мороза»
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие - пара взрослый и ребенок и произносят:
Мы два брата молодые, два мороза удалые,
Я Мороз - Красный нос.
Я мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Морозы догоняют и стараются их заморозить (коснуться рукой). Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.
Инструктор: Нет, не под силу Морозу нас испугать и заморозить, мы быстрые и ловкие потому, что занимаемся спортом. Например, умеем в хоккей играть! Вставайте в две команды: мальчики с папами и девочки с мамами, остальные участники будут поддерживать их громкими аплодисментами!
Игра – эстафета «Хоккей».
По сигналу первый участник с помощью клюшки ведет шайбу до ориентира и обратно, передает клюшку следующему участнику.
Инструктор: мы такие ловкие, можем и снеговика построить!Что нам для этого нужно? Верно, снежные комки!
Игра – эстафета «Снежный ком».
По сигналу первый участник катит фитбол до ориентира и обратно.
Зима: Спасибо вам, позабавили вы меня!
Инструктор: Зимушка, мы не только быстрые, но и очень весёлые, посмотри какой зимний карнавал, устроили в твою честь! Дети и взрослые встают в хоровод. Зима встает в центр круга.
Игра-танец «Зимний карнавал».
Участники выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.
Зима: Удивили вы меня, но где же девочки и мальчики? Здесь только белочки и зайчики!
Инструктор : Посмотри зима внимательно, это и есть наши ребята!
Дети снимают маски.
Зима: Верно, очень весело мне с вами было, всех ребят я полюбила, а сейчас пришла пора расставаться детвора. Получайте за ваши игры и смех, за храбрость и смекалку от меня вкусное угощение!
Зима раздает угощение, выходит из зала.
Инструктор: Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Ребята, мамы и папы вставайте свободно по залу.
Игра малой подвижности «Нитка и иголка».
Инструктор называет имя одного из детей. Ребенок подходит к инструктору берет его за руку и называет имя следующего участника по желанию ребенка и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все участники не возьмутся за руки и не замкнут большой круг.
Инструктор: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Вам желаю я друзья быть дружными, здоровыми, сильными и смелыми, никогда не болеть и дружить с зимой! До свидания ребята.

Наблюдений за погодой или лепбука на английском языке
идеи для лэпбука на английском языке
пример 4- недельной темы " Погода" на английском языке
Развитие речи и знакомство с окружающим миром
Презентация для детей " Явления природы" с рассказами и картинками
стихи о природных явлениях и погоде

календарь погоды в картинках со стрелочкой
календарь наблюдений за погодой
Природные явления и объекты -демонстрационный материал
детская энциклопедия
занятие в старшей группе
занятие "Солнышко"
картинки для рассказа из испанской детской книжки о возникновении радуги
Заклички на дождь
http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/ ... ozhdik.php - сказка про дождик
идея для устройства сенсорной коробки
Скороговорки
***
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
***
Встретил в чаще еж ежа:
-Как погодка, еж?
-Свежа!
И пошли вдвоем дрожа,
Скорчась — съежась два ежа.

Чтение
Природные явления - презентация для детей по Доману
Подготовка руки к письму
тематические шнуровки
Логика и математика

  • Сделайте фоны для счётного материала
-облако из белой или голубой бумаги для счёта стеклянных капелек,
-с рисунком зонтика под дождём/ грибочкадля счёта мелких игрушек или картинок, которые спрятались,
-небо в виде картонного листа для счёта тучек- голубых и белых ватных шариков и т.д.
Готовый фон для счётного материала "Зонтики" для счёта мелких синих помпонов- капелек
  • Постройте простой график "Любите ли вы дождь?" с колонками "да" и "нет"- отмечайте ответы детей капельками из голубого картона.
игра с тучками и каплями дождя - счёт и число
игра с зонтиками - счёт, число, геометрические фигуры, мат. карточки
идея простой в изготовлении игры с воздушными змеями
карточки для счёта с прищепками "Дождь"
пазлы со счётом "Радуга"
игра - бродилка
Подвижные игры и физминутки
Подвижная игра "Льдинки, ветер и мороз"

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Подвижная игра "Заря"

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры . Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Золотые ворота»

Два водящих: солнце и луна. Встают против друг друга, берутся за руки, образуя ворота. Остальные игроки берутся за руки и вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда, в первый раз прощается, второй запрещается, а на третий раз, не пропустим вас». Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают на какую сторону хочет встать: луны или солнца. Игра до последнего игрока. Потом 2 команды устраивают перетягивание каната.

Игра «Гром – ураган – землетрясение»

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» - «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.

Эксперименты и наблюдения

Эксперименты для детей с описаниями на английском, но понятные по фото:

  • Комнатный дождь ☁ 💧
Прекрасный зрелищный, но в тоже время простой опыт!!
☁ Понадобится:
- прозрачная ёмкость,
- вода,
- пена бритья,
- пищевой краситель
В прозрачную ёмкость,типа контейнера, банки или большого пластикового стаканчика, налить воды и выдавить сверху пену для бритья, затем капнуть на пену несколько капель пищевого красителя и смотреть, как через некоторое время пойдёт дождь)
Если пищевой краситель порошковый, то предварительно развести капельку в воде, можно прям в ложке.
  • Как сделать музыку дождя?


Идеи для творчества


Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра: «Снежки».

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты - Дед Мороз!

После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,

Разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).

Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» - строят льдинки.

«Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.

"Снег кружится".

Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица.
Дуют, изображая, как дует ветер .

Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.

(Игра проводится 3-4 раза.)

"Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

"Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

"Зимние забавы".

Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках,
Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах!
"Падают".
А потом снежки лепили,
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали,
Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали.
"Падают".
И домой мы побежали.
Бегут по кругу.
Н. Нищева .

“Не заморозь руки”.

Цель: развить ловкость, волю.

Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.

Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.

«Белые медведи»

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения. Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».

Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.

«Снежинки и ветер»

Цель игры : развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Не упади на льду!..»

Цель игры: обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.

На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:

1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1-1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.

2. Ребенок после разбега (2-3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.

Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.

«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов - бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

«ЗИМА ПРИШЛА!»

Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»

Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»

Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.

«МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит;
Я Мороз-Красный нос!
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.

«СНАЙПЕРЫ»

Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал: снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры: на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.

«РАЗ, ДВА, ТРИ - ЛОВИ!»

Цель: развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Материал: снежный вал или сугроб.
Ход игры: дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.
Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три - лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3-4 перебежек выбирают нового «ловишку».

«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»

Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.

«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»

Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.

«Дети и зайчик»

Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:

Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:

Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!

Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.

«Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!

Ведущий играет, стараясь запутать детей.


Надире Банникова
Картотека подвижных игр народов Севера

«Берегись охотника»

Цель : развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто : участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.

«Бег с капканом»

Цель :

развитие быстроты, силы ног

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках) . Это и будут «капканы» . По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

«Бой медвежат»

Цель :

развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата, вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

«Бой лосей»

Цель :

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.

«Быстрый олень»

Цель :

развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде «на свои места» участники выполняют подскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.

Загадка :

Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей) .

«Важенка и оленята»

Цель :

развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки) . На слова ведущего :

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги) . Пойманных оленей волк уводит к себе.

«Гонки на нартах»

Цель :

развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

«Звери и птицы»

Цель :

развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка» , игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц» , игроки выполняют прыжки в приседе и т. д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

«Льдинки, ветер и мороз»

Цель :

развитие координационных движений, быстроты, находчивости

Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая :

«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят : дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово : вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.

Хлопают и говорят : «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер» .

На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

«Куропатки и ягодки»

Цель :

развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.

Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом) . По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх) . Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо) . Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

«Ловля оленей»

Цель :

развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.

Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры.

Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.

«Гонки на оленях»

Цель : развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы, обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.

«Снежный лабиринт»

Цель : развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету

«Олени и пастухи»

Все игроки - олени, на головах у них атри буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей) . Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«Куропатки и охотники»

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги) . На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается : куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне) . На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

«Рыбаки и рыбки»

Па полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря : «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает : «Здравствуй!» Гость говорит : «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному : важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях жизни коренных народов; Учить детей уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;
  • Развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей;
  • В играх развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
  • Закреплять умение выполнять коллективные работы по аппликации.

Оформление зала: на центральной стене - диск солнца, изображение полярной совы; чум, олени, серебристые ёлочки

Оборудование:

  • снежинкисзаданиями; 2 - 4 обруча разного цвета;
  • шапочки: солнца, волка; письмо;
  • аудио запись “Песенка эскимоса”, “Мансийская песенка”;
  • презентации: “Животные тайги”, “Наш край”;
  • угощение;

Ход: Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она необычная, оказывается - это письмо, послушайте:

“Здравствуйте, ребята!

Я слышала, что вы умные, ловкие смелые. Поэтому прошу Вас помочь моей внучке Ахните разбудить солнышко. Путь предстоит нелегкий, много испытаний встретите на своем пути. Поторопитесь, а все задания, которые надо выполнять вам подскажут мои подружки – снежинки.

Бабушка Алом.

Ведущий: Ну, что, ребята, не боитесь трудностей?

Тогда в путь. В одну колонну, становись!

На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ханты и манси?

(ответы детей).

Музыкально-ритмическая композиция

“Песенка эскимоса”

Ведущий: Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся.

Игра с элементами массажа "В тундре нашей мороз"

В тундре нашей мороз, поглаживать нос от ноздрей к переносице

Ну-ка все потёрли нос!
Ни к чему нам бить баклуши, указательным и большим пальцами
Ну-ка, все взялись за уши! "лепить" уши снизу вверх
Покрутили, повертели,
Вот и уши отлетели, все движения выполняются в соответствии с текстом
Головою покачали!
По коленям постучали!
По плечам похлопали!
А теперь потопали!

Ведущий: Первое испытание мы преодолели. Куда же нам дальше идти?

Звучит мансийская песня

А вот и снежинка.

1 задание: Отгадайте загадки и покажите животных (имитация движений), обитающих в лесах нашего края.

/ Показ картинок: сова, олень, волк, лиса, медведь, белка./

Ведущий: И с этим заданием мы справились.

2 задание: Ребята, как называется жилище коренных жителей Севера? (Ответы детей)

Правильно чум, а из чего он сделан? (Оленьи шкуры)

Ведущий: Дети, послушайте стихотворение про чум:

Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Подвижная игра "Кто быстрее построит чум?"

Инструктор берёт два обруча разного цвета и сообщает каждой команде - у кого, какого цвета "чум" (обруч). Команды должны запомнить свой цвет. Играет музыка, дети разбегаются по залу врассыпную, изображая животных тундры. Инструктор кладёт в разных концах зала обручи. По окончании музыки дети должны найти свой "чум", т.е. встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит "чум".

3 задание: Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы (оленеводство, рыболовство, охота)

Северный народ очень ловкий и сильный: любит состязаться между собой. Кто желает попробовать свои силы?

Подвижная игра “Оленьи упряжки”

4 задание: Как называют маму – олениху?

Подвижная игра “Важенка и оленята”

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

– Бродит в тундре важенка, с нею оленята.

Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины...

Подвижная игра “Льдинка, ветер и мороз”.

Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая:

“Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”

На сигнал “Ветер!”. Дети - “льдинки” разбегаются в разные стороны.

На сигнал “Мороз!” дети возвращаются в пары и берутся за руки).

Ведущий: Дети, мы с вами все задания выполнили?

Звучит музыка выходит Ахнита

Ахнита: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что помогли мне вернуться.

А сейчас давайте все вместе разбудим солнышко, без него всем плохо в зимний день.

Подвижная игра "Хейро”

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг говорят: "Хейро!". Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и распрямляется (вытягивает руки в стороны).

Ахнита: А еще я хочу вместе с вами выполнить несколько работ, которые украсят ваши группы в детском саду.

/дети выполняют аппликацию - коллективную работу по предложенной теме/

  • 1 картина – “Дары тайги”
  • 2 картина – “Животные тайги”
  • 3 картина – “Наш край”

Ведущий: А теперь все вместе давайте еще раз вспомним все, чем богат наш Ханты-мансийский округ.

Презентация “Наш Ханты-мансийский округ”

Ахнита: Настало время прощаться.

А на прощанье, хочу вам сказать - любите свою малую родину, бережно относитесь к ранимой северной природе и тогда она вас отблагодарит своими щедрыми дарами.

А вас я хочу угостить вкусными пирожками с брусникой.