Интеллектуальная игра для старшеклассников «Основной закон нашего государства»

Автор: Посаженникова Елена Валерьевна
Образовательное учреждение: Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №2»
р.п. Белый Яр, 2013 год

Цель: актуализация знаний о Конституции Российской Федерации
Задачи:

1.способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;
2.способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей;
3.формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;
4.развивать умения работать с нормативными документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
5.развивать у школьников чувство гордости за Россию;
6.способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению;
7.развивать коммуникативные способности и умение работать в группе.
Краткое описание игры.
Игра проводится среди обучающихся 10-11 классов
Игра включает 3 этапа:
I – «Подготовительный» (заочный)
II – «Отборочный» (очный)
III – «Итоговый» (очный)
I этап «Подготовительный» (заочный)
За две недели до итогового этапа старшеклассники получают задания.
Задание №1. Основы конституционного строя РФ
Прочитать статьи 1,2,3,5,6,10,11,15,32,60,81 Конституции РФ и дайте характеристику:
конституционного статуса государства Российская Федерация;
сущности народовластия и формам его осуществления.
Задание №2. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

конституционный статус депутата федеральных органов власти;
компетенции и регламент деятельности российского парламента;
основания и регламент роспуска Государственной Думы РФ
Задание №3. Президент РФ.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
условия избрания Президента РФ и его конституционный статус;
компетенция и ответственность Президента РФ;
порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Задание №4. Правительство РФ.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
порядок формирования и состав Правительства РФ;
компетенция и ответственность Правительства РФ;
порядок отставки и сложения полномочий
Председатель Правительства: порядок назначения и правовой статус.*(*Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М.: ВАКО, 2010, с. 33-35 )
Задание №5. Права и свободы человека и гражданина.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и смоделируйте ситуации о нарушении конституционных прав граждан РФ.
II этап «Отборочный»
Всем обучающимся 10-11 классов предлагается викторина на тему «Конституция РФ». Викторина проводится очно.
Вопросы викторины:
1.Сколько разделов в Конституции РФ?
2.Сколько статей в Конституции РФ?
3.На какой срок избирается Президент РФ?
4.Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
5.Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
6.Какую власть осуществляет Правительство РФ?
7.В каком возрасте гражданин РФ может стать судьей?
8.В каком возрасте гражданин РФ может стать депутатом Государственной Думы?
9.Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета РФ?
10.Кто осуществляет государственную власть в РФ?
11.Какой закон имеет высшую юридическую силу?
12.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности?
13.Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
14.Сколько субъектов в составе РФ?
15.Могут ли быть изменены границы субъектов РФ?
16.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?
17.Когда была принята действующая Конституция РФ?
18.Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
19.Каким государственным органом власти принимаются федеральные законы?
20.Сколько глав в Конституции РФ?
По результатам викторины формируются три команды для проведения очного этапа интеллектуальной игры.
III этап «Итоговый» (очный)
Время проведения: 1,5 часа
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, карточки с заданиями для команд.
В зале размещаются столы для трех команд. В качестве зрителей приглашаются обучающиеся 9-11 классов, педагоги, родители. Перед зрителями размещаются столы для жюр и.

Ход игры.
На слайде компьютерной презентации №1 эпиграф игры:
«Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества».
С. Джонсон

Звучит Гимн Российской Федерации.
Первый ведущий:
Ты Защитница и Заступница,
Берегиня гражданских прав,
Россиянина вечная спутница.
Чем живешь ты, Законом став?
Многодетная, многонародная,
Не сбиваешься ты с пути.
Конституция людям угодная,
Жизнь с тобою легко пройти.
Много лет мы с тобою мерили,
Покоряли пороги рек,
И права мы тебе доверили,
Ты по жизни - наш Оберег.
Оберегом стань человечества,
Будь написана лишь пером,
И законом единым Отечества,
Что не вырубишь топором.
Второй ведущий:
Сегодня нас собрал замечательный праздник. Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования.
Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Первый ведущий:
Конституцию своей страны должен знать каждый гражданин! Сегодня мы проверим, насколько хорошо знают главный закон страны наши старшеклассники. Поприветствуем команды!
Второй ведущий:
Начнем наше интеллектуальное состязание с разминки. Предлагаю вам орфографический конкурс. Вставьте в слова нужные буквы и объясните значение термина.
1. Конкурс «Орфографический» (1 балл за правильно вставленные буквы + 1 балл за верное определение)
Слайд №2
1.Р.ф.рендум (всенародное голосование)
2.К.нсенсус (согласие на основе поиска компромисса)
3.П.рламент (высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан)
4.Пл.р.лизм (принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть
политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции)
5.М.ж.ритарная система (тип избирательной системы)
6.Сув.р.нитет (независимость, самостоятельность)
Первый ведущий:
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является важнейшим направлением правового образования и воспитания школьников.
Знакомы ли наши старшеклассники с основными положениями этого документа? Сейчас проверим!
2. Конкурс «Основные положения Конституции Российской Федерации»
Команды получают карточки с заданиями.
А) Дополни схемы недостающими элементами
Нормативные правовые акты:
1).......
2)указы
3)распоряжения
4)постановления
Государственная власть в РФ:
1)..... - Федеральное Собрание:1)....... 2)........
2)Исполнительная - ......
3)Судебная - ......
Б) Вставьте пропущенные слова:
1. Российская Федерация – Россия есть ________ __________ ___________ государство с ___________ формой правления. (демократическое, федеративное, правовое, республиканской)
2. Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе ____________ __________ и ___________ избирательного права при ____________ голосовании. (всеобщего, равного и прямого, тайном)
3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом __________, ___________, ___________ и иные формы собственности. (частная, государственная, муниципальная)
4. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие ____________, ___________, ___________ или ______________ ненависть и вражду. (социальную, расовую, национальную, религиозную)
5. Каждый вправе иметь имущество в собственности, _____________, ____________ и ____________ им как единолично, так и совместно с другими лицами.(владеть, пользоваться, распоряжаться)
Второй ведущий:
Пока команды ломают головы над очередным заданием, я предлагаю вам, дорогие зрители, сыграть со мной в игру.
Игра со зрителями «Сказка ложь, да в ней намек…»
- Вспомните сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (право на свободу передвижений)
- Какое право крысы Шушеры из сказки А. Толстого «Золотой ключик» нарушил Папа Карло, запустив в нее башмаком? (право на личную неприкосновенность)
- В сказке Шарля Перро «Золушка» мачеха нарушила право Золушки, не пуская ее на бал. Какое это право? (право на отдых)
- А. Пушкин написал гениальную «Сказку о попе и работнике его Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (право на труд)
- Все в детстве читали сказку «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? (неприкосновенность жилища)
Первый ведущий:
Пришло время проверить задание. Карточки с решениями команды сдают в жюри. А нам бы хотелось услышать правильные ответы.
Слайд №3. На слайде появляются задания. Команды одна за другой комментируют их выполнение.
Второй ведущий:
12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной Закон - Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2).
Первый ведущий:
Наверное, вы уже догадались, что следующий конкурс будет посвящен правам и свободам человека и гражданина, которые содержатся в главе 2. Сейчас команды получат набор правовых ситуаций и через некоторое время определят: какая ситуация иллюстрирует нарушение конституционных прав, а какая абсолютно соответствует Конституции.
Второй ведущий:
Для решения этих задач вам понадобится Конституция. Не забудьте указать номер статьи, на которую вы опирались при решении.
3 Конкурс «Права и свободы человека и гражданина»
Команды получают карточки с правовыми ситуациями.
Карточка для первой команды.
1.Гражданин Н. был задержан органами правопорядка до выяснения личности на 3-е суток. (ст.22)
2.Студенты университета написали жалобу ректору на преподавателя, который якобы занимается распространением наркотических средств. Ректор принял решение установить прослушивающие устройство на мобильный телефон преподавателя. (ст.23)
3.Гражданка Р. отказалась давать свидетельские показания против своего отца. (ст.51)
4.Главврач Н-ской больницы подписал приказ об обязательной прививке всех врачей данной больницы препаратом, не прошедшим клинические испытания. (ст.2 1)
Карточка для второй команды.
1.Газета опубликовала сведения о семейной тайне известного артиста без его ведома. (ст. 23)
2.Гражданин В. несогласный с выговором, вынесенным директором, обратился в суд. (ст.46)
3.Отец гражданки Р. совершил тяжкое преступление, вследствие чего Гражданке Р. запретили выезжать в Америку. (ст.27)
4.Жители Н-ского района требуют в Администрации района достоверную информацию о состоянии окружающей среды. (ст 42)
Карточка для третьей команды.
1.Гражданин А. выдвинул свою кандидатуру на должность Главы районной Администрации. Ему отказали в регистрации, так как он числился членом международного общества сознания Кришны и распространял основы данного вероисповедания. (ст. 28)
2.Во время судебного заседания прокурор назвал обвиняемого С. преступником, на что судья сделал обвинителю замечание. (ст.49)
3.На одном из популярных сайтов была установлена цензура, ограничивающая распространение информации. (ст. 29)
4.Директор предприятия запретил подчиненным вступать в профессиональный союз, мотивируя свое решение тем, что руководитель профессионального союза ведет агитацию, направленную против политики администрации предприятия. (ст. 30)
Первый ведущий:
Уважаемые зрители, опять пришло время поработать!
Для вас мы приготовили блиц-викторину:
- Как называется вступление к Конституции РФ? (Преамбула)
- Сколько статей содержит Конституция РФ? (137)
- Кто является главой РФ? (Президент)
- Как называется парламент нашей страны? (Федеральное Собрание)
- Кто является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ? (Президент РФ)
- Какие группы прав, содержащихся в Конституции РФ, вы знаете? (личные, гражданские, политические, социально-экономические, юридические, духовные)
- Каким способом была принята ныне действующая Конституция РФ? (референдум)
Молодцы! Приятно иметь дело с образованными людьми.
Второй ведущий:
Пришло время проверить, как выполнили команды задание. Сейчас каждая команда прочитает правовые ситуации, которые получила для обсуждения, и объяснит свое решение.
Первый ведущий:
Когда гражданин Российской Федерации видит флаг или герб нашего государства, слушает его гимн, в душе поднимается гордость за наше Отечество, а в сознании возникают славные страницы Российской истории, подвиги и достижения великих сынов нашей Родины. Следующий наш конкурс называется «Символы». Команды! Внимание на экран! Сейчас вы увидите картинки. Вам предстоит объяснить, что они обозначают и как они связаны с темой нашей игры.
4 Конкурс «Символы»
Слайд №4.
Даты 1918, 1924, 1936, 1977, 1993
Ответ: годы принятия Советских и Российской Конституций
Слайд №5.
Портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, Б.Н.Ельцина.
Ответ: руководители нашего государства, при которых принимались Конституции
Слайд №6.
Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, Штандарт Президента, Знак президента Российской Федерации
Ответ: символы Президента России
Второй ведущий:
Есть в нашей Конституции главы, которые содержат информацию о высших государственных органах власти. Важно знать и понимать, как они работают. Конкурс «Найди соответствие» посвящен этому вопросу.
Первый ведущий:
На столах у всех команд лежат одинаковые наборы карточек. На карточках – названия высших государственных должностей, органов власти, а так же их функции и полномочия. Соедините эти карточки!
5 Конкурс «Найди соответствие!»
Команды получают карточки «вперемешку» и должны соединить, например, карточку «Президент РФ» с его функциями и полномочиями и т.д.
Ответы:
Президент РФ
- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- принимает решение об отставке Правительства РФ
- утверждает военную доктрину РФ
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ
- назначает выборы Государственной Думы РФ
- распускает Государственную Думу
Председатель Правительства РФ
- назначается Президентом РФ
- предлагает структуру федеральных органов исполнительной власти
- определяет основные направления деятельности Правительства РФ
- может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ
Генеральный Прокурор РФ
- назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации
- назначает прокуроров субъектов РФ
Государственная Дума РФ
- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ
- объявляет амнистии
- принимает федеральные законы
- выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
После выполнения задания члены жюри проходят и проверяют правильность его выполнения.
Во время выполнения задания на сцене зала девочки 5-6 классов поют песню «У моей России» (Слова Н. Соловьева, Музыка Г. Струве)
Подведение итогов, награждение
Второй ведущий:
В заключении хочется сказать: сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Список использованных источников и литературы:
1.Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011.
2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М.: ВАКО, 2010.
3.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Урок – игра по теме:

«Социальная сфера»

11 класс

Учитель истории и обществознания

Артемьева Светлана Николаевна

Урок обобщающего повторения по теме «Социальная сфера».

11 класс

В игре принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведённой ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Право ответа принадлежит команде первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с её счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.

В игре встречаются следующие подраунды:

- «Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.

- «Своя игра». Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут выкупить право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.

Мобильность

Семья

Стратификация

Социальные нормы, социальный контроль

Всякая всячина

Мобильность.

5 Что такое социальная мобильность? (Переход людей из одних соц. групп в другие)

10 «Кот в мешке» Назовите понятие: освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. (Социализация)

15 Горизонтальная мобильность – это… (Переход из группы в группу без изменения социального положения)

20 После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? (Восходящая вертикальная мобильность)

25 Приведите примеры социальных лифтов. (Получение образования, служба в армии, вступление в брак, приобретение собственности)

30 Чем закрытое общество отличается от открытого общества? (В закрытом обществе молодёжь наследовала принадлежность к определённому социальному слою, соответствующие права и привилегии, занятия родителей; запрещался переход из одной социальной группы в другую)

Семья.

5 Семья – это социальный институт или социальная группа? (И социальный институт, и малая социальная группа)

10 Продолжите ряд: репродуктивная, воспитательная, рекреационная (досуговая)… (…хозяйственная, экономическая, первичного социального контроля, социально - статусная, эмоциональная – функции семьи)

15 «Своя игра» Какую семью называют нуклеарной? (Муж и жена или родители и дети)

20 Что такое полигиния? (Семья, в которой мужчина состоит в браке с несколькими женщинами)

25 Дайте характеристику семье. «Мама бросила нас, когда мне было 8 лет, а младшей сестрёнке всего годик. Мы остались с папой, бабушкой и дедушкой. Живём дружно. Брат с сестрой ходят в садик, а я – в школу. Главный в нашей семье – отец, его все слушаются, даже дед» (Неполная, многопоколенная, многодетная, патриархальная)

30 «Своя игра» Объясните понятия: деверь, шурин, золовка, свояченица, сваха. (Деверь – брат мужа. Шурин – брат жены. Золовка – сестра мужа. Свояченица – сестра жены. Сваха – мать жены для матери мужа)

Стратификация.

5 Что такое социальный статус? (Место, которое занимает индивид в социальной структуре общества)

10 «Кот в мешке» О каком статусе человека идёт речь: мальчик, принц, француз. (Предписанный статус – статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей)

15 Как называют статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда. (Достигаемый статус: мать, жена врач, депутат, президент)

20 Переведите на русский «маргинал». (Находящийся на краю)

25 Продолжите ряд: доходы, образование, возраст, место жительства… (Критерии социальной стратификации: власть, престиж, пол, национальность, религия, занятия)

30 Суть социального равенства в современном обществе. (Равенство перед законом, равенство прав и возможностей)

Социальные нормы, социальный контроль.

5 Назовите понятие: средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. (Санкции)

10 Перечислите виды социальных норм. (Обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы, правила этикета)

15 К какому виду санкций относятся: награждение орденом, вручение грамоты, наказание по приговору суда, общественные работы. (Формальные санкции)

20 Дайте определение понятия социальный контроль. (Совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения)

25 «Кот в мешке» К чему может привести человека комплекс симптомов, которые выделяет в своей классификации Ф. Патаки:

    аффективный тип поведения;

    семейные конфликты;

    агрессивный тип поведения;

    ранние антисоциальные формы поведения;

    отрицательное отношение к учёбе;

    низкий уровень интеллекта.

(К девиантному поведению)

30 Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону. - Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь. Тогда Ягужинский сказал Петру. Что Ягужинский сказал императору? (Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой. Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал)

Всякая всячина.

5 Найдите в перечне обобщающее понятие: род, племя, этнос, народность, нация. (Этнос)

10 Геноцид и холокост – слова синонимы или нет? (Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую. Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны)

15 Назовите понятие: навязчивый, искусственный страх перед людьми другой национальности, измышления об их испорченности, неполноценности. (Ксенофобия)

20 В чём суть политики мультикультурализма? (Признание прав прибывающих мигрантов на сохранение своих национальных отличий)

25 «Кот в мешке» Зависит ли депопуляция от миграции? (Нет. Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. Миграция – перемещение населения)

30 «Своя игра» Женщины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким явлением, как «стеклянный потолок». Что означает данная метафора? (Эта метафора отражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться)

По окончании игры подводятся результаты. Участники получают оценки, при выставлении которых учитываются мнения команды о вкладе каждого участника в игру.

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-11 классов

Программа:

2. Игра "Слабое звено".

3. Подведение итогов недели истории и обществознания.

4. Награждение победителей.

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Давайте начнём увлекательное путешествие в мир обществознания. Предмет обществознания изучает общество и её элементы (личности и большие и малые группы) и взаимоотношения, возникающие между различными элементами. Для того, чтобы было проще освоить общественные знания мы изучаем различные сферы общественной жизни. Назовите их.

2. Игра "Слабое звено".

Правила игры: В игре участвуют 7 человек. Я задаю каждому игроку вопросы одинаковой трудности. Тот, кто ответит на меньшее количество вопросов, выбывает из игры. Итак в каждом раунде на одного игрока остаётся меньше. В последнем раунде останутся двое. Они будут играть друг против друга и ответят на четыре пары вопросов. Победит тот, кто ответит правильно на большее количество вопросов.

Каждому раунду соответствует определённая тема.

1 раунд. Экономическая сфера общества. (7 участников)

Назовите одним словом или словосочетанием.

1. Особый товар, выполняющий роль всеобщего измерителя, всеобщего эквивалента, в котором выражается стоимость других товаров. (Деньги)

2. Обесценивание денег, выражающееся в росте цен. (Инфляция)

3. Продукт труда, предназначенный на продажу . (Товар)

4. Количество товаров определённого вида, которое покупатели готовы купить при определённом уровне цен на эти товары. (Спрос)

5. Разница между выручкой и затратами. (Прибыль)

6. Выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг. (Эмиссия)

7.Финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определённый период времени. (Бюджет)

8. Желание, намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. (Предложение)

9. Законная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Бизнес)

10. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. (Налоги)

2 раунд. Социальная сфера общества. (6 участников)

В этом раунде вам даётся термин, надо дать определение.

1. Семья - (основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)

2. Мораль - (признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни.)

3. Социальная мобильность - (переход людей из одних социальных групп в другие).

4. Статус - (социальное положение человека в социальной структуре общества

5. Социальная роль - (ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом).

6.Отклоняющееся (девиантное) поведение - (поступки, противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе).

7. Этнос - (собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию)

8. Альтруизм – (бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму)

3 раунд. Политическая сфера общества. (5 участников)

Вставьте пропущенное слово в схему.

1. Разделение властей. (исполнительная власть. Правительство РФ. Министерства)

2. Участники политических отношений.

3. Признаки государства.

4. Формы государства. (Формы правления)

5. Политический режим.

4 раунд. Право. (4 участника)

В этом раунде вы должны дать ответ в виде числа (возраста).

1. С какого возраста наступает ответственность за дисциплинарный проступок (прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя)? (с 16 лет)

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16, а за особо опасные преступления с 14 лет)

3. С какого возраста наступает юридическая ответственность за невыполнение обязательств по договору или причинение имущественного вреда другому лицу? (с 14 - частичная, с 18 - полная)

4. С какого возраста наступает ответственность за административный проступок(мелкое хулиганство, нарушение ПДД, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд)? (с 16 лет)

5. С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

6. С какого возраста наступает полная дееспособность? (с 18 лет)

7. С какого возраста наступает полное право трудоустройства? (с 16 лет)

8. С какого возраста можно быть выбранным в президенты РФ? (35 лет)

5 раунд. Духовная сфера общества. (3 участника)

В этом раунде будет по 3 вопроса (по одному по искусству, науке и образованию, религии).

1. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (живопись, театр, декоративно-прикладное искусство)

2. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (архитектура, балет, литература)

3. Назовите жанры искусства, представленные в презентации . (скульптура, фотоискусство, цирк)

4. Назовите известные вам науки, не менее трёх. (Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные)

5. Назовите ступени образования, не менее трёх. (Дошкольное, начальное, общее основное, полное среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное)

6. Назовите известные вам религии, не менее трёх. (христианство, буддизм, ислам, православие, католичество, протестанство и т.д.)

7. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства это ...(образование).

8. Форма общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа. которые являются предметом поклонения это (религия).

9. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления это... (наука)

6 раунд. Заключительный. (2 участника)

Этот раунд поможет определить победителя игры. Вам будут даны начало известных высказываний, которые вам нужно закончить (по 4 высказывания).

1. Н.А. Добролюбов. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит (и свой собственный")

2. Ш. Монталамбер . "Вы не можете не заниматься политикой, всё равно (политика занимается вами")

3. И.В. Гёте. "Скажи мне, с кем ты знаком, и (я скажу, кто ты")

4. И. Бехер. "Человек становится человеком (только среди людей")

5. Эзоп. "Жизнь всё-таки (лучше смерти )"

6 . Сенека. "Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько (она хорошо сыграна")

7. Т. Плавт. "Хороший товар легко (находит покупателя")

8. Х. Маккей. "На рынке не дают медали за отвагу. Рынок может предложить только (одну награду: деньги")

3. Подведение итогов. Награждение победителей.


Ресурс состоит из презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010, интерактивного кроссворда (Excel) и приложений - раздаточного материала. Интерактивность презентации обеспечивается системой гиперссылок и триггеров.

Игра «В мире финансов» может быть проведена среди старшеклассников (3 команды по 6-8 человек) в рамках Недели финансовой грамотности.

Целевая аудитория: для 9 класса

Внеклассное мероприятие по обществознанию "Я - законопослушный гражданин" проходит в виде игры. Ученики разбиваются на команды. Мероприятие по обществознанию расширяет знания о правах и обязанностях подростков. В игре 4 тура;Гражданское право, уголовное, трудовое, семейное. На каждой туре ребята выполняют различные задания, зарабатывая баллы.

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности участия граждан в избирательном процессе; способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.

Внеклассное мероприятие проводилось в виде игры "Брейн-ринг" среди сборных команд 8 и 9 классов. Задачами игры являются: формирование правовой культуры; практическое использование правовых знаний; коррекция коммуникативных качеств учащихся. Учащимся были предложены вопросы по темам, изучающимся на уроках обществознания. К игре была разработана презентация. Она позволила разнообразить задания, помогла заинтересовать учащихся в ходе игры. В ходе игры были предложены задания на слайдах для зрителей, что позволило охватить участием большее количество учащихся.

Закрепляются знания учащихся по правовым вопросам, полученные на уроках правоведения или обществознания, через решение практических задач; повторений основных определений и терминов. Представлены как серьезные, так и шуточные заданияю.

Данная разработка затрагивает актуальный вопрос – правовое воспитание детей. Позволит познакомить учащихся с международными документами, статьями Конституции РФ и Семейного Кодекса, защищающие права ребенка. Материал будет полезен как учителям-обществоведам, так и классным руководителям.

Интересная и увлекательная игра для учащихся 7-8 классов. Игра включает учебный дидактический материал для повторения и обобщения знаний по обществознанию в форме интеллектуальной игры «Звездный час». Эту разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия в рамках, например, предметной недели в школе.
Цель данной игры: в игровой форме проверить уровень знаний и владение терминологией у ребят по темам: "Общество. Исторические ступени развития общества”, "Право на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы», а также повысить интерес к предмету.
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 7 до 9 вопросов. В конкурсе выигрывает тот, который наберет максимальное количество баллов и звездочек.
Игра снабжена красочной презентацией, выполняющей роль видеотабло.


Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Философия и этические проблемы медицины» и презентация к нему составлены преподавателем общественных дисциплин «Аркадакского филиала ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище» Фоломкиной Натальей Борисовной. Тип внеаудиторного мероприятия - круглый стол. Проводится методом беседы. Разработка содержит вступительное и заключительное слово преподавателя и материал для сообщений студентов. Предлагаются вопросы для обсуждения. Обсуждение может проводиться поэтапно или в конце мероприятия. На мероприятии должна присутствовать группа экспертов: юристы, врачи, представители церкви. Они должны принять участие в обсуждении и дать оценку мероприятию. Текстовая разработка мероприятия сопровождается презентацией. Можно использовать и фильмы (отрывок фильма Б. Натансона

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.