Дополнительные навыки и умения доступны к изучению членом экипажа после освоения основной специальности на 100%. При достижении этой отметки в меню появится «плюсик», нажав на который, можно выбрать первое дополнительное умение или навык. После его изучения даётся возможность изучить второй, третий и другие навыки. Теоретически, танкист может изучить все доступные для него дополнительные навыки и умения. Но для изучения каждого последующего навыка необходимо в два раза больше опыта по сравнению с предыдущим, поэтому среднестатистический экипаж обычно имеет не более 3 навыков и умений. По этой причине, к вопросу о том, какие перки качать на танке, следует подходить с умом.

Умения

Умение начинает действовать с самого начала обучения. Эффект его действия постепенно увеличивается от минимального до максимального.

Ремонт

Описание: Ускоряет ремонт поврежденных модулей. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Ящик с инструментами».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к скорости ремонта

Ограничение: -

Резюме: Ремонт необходим в первую очередь тяжёлым и средним танкам, действующим под огнем противника, а также тяжёлым ПТ с высокой заметностью (Ferdinand , Jagdtiger , T28 , T95). Для них возможность быстро починиться под огнем противника весьма критична. Во вторую очередь ремонт нужен практически любой машине в игре, исключая разве что артиллерию.

Маскировка

Описание: Снижает общую заметность танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Маскировочная сеть».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к первоначальному показателю маскировки.

Ограничение: -

Резюме: Умение совершенно необходимо лёгким танкам из-за классового бонуса (заметность в движении равна заметности стоя), а также большинству ПТ и САУ, за исключением наиболее громоздких (например СУ-14-2). Поэтому ответ на вопрос о том, какие перки качать на ПТ-САУ, вполне очевиден.

Подробнее см. Обзор и маскировка

Пожаротушение

Описание: Ускоряет тушение пожара. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Максимальное значение: +80% к скорости тушения пожара.

Ограничение: -

Резюме: Умение утратило свою важность - с одним пожаром огнетушитель вполне справляется, а два пожара в одном бою случаются редко.

Подробнее см. Пожар и пожаротушение

Ремонт, маскировка и пожаротушение наиболее эффективны при 100% прокачке у всех членов экипажа, поэтому лучше всего прокачивать одно из этих умений у всех членов экипажа одновременно.

Например, при четырех членах экипажа, из которых только двое изучили маскировку, танк получает только 50% маскировки (то есть, берётся среднее значение по экипажу).

Мастер на все руки

Описание: Позволяет командиру овладеть всеми специальностями и заменить выведенных из строя членов экипажа. Заменяются только основные специальности. Эффективность замены падает при выводе из строя очередного члена экипажа.

Цифровое действие: Уровень владения основной специальностью контуженного члена экипажа возрастает на 50% от потерянных в результате контузии процентов владения основной специальностью (при контузии владение основной специальностью снижается на 50% от изначального уровня). Другими словами, если навык "Мастер на все руки" прокачан до 100%, то при контузии члена экипажа с основной специальностью, прокачанной до 100%, владение ей упадёт до 75% (50% + (100% - 50%)/2).

Ограничение: Командир.

Резюме: Полезное умение при частых критах экипажа, пригодится некоторым тяжёлым и средним танкам, а также французским танкам с автоматом заряжания. Умение бесполезно в случае, если сам командир выведен из строя.

Наставник

Описание: Предоставляет дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира. Количество опыта возрастает по мере совершенствования умения.

Цифровое действие: Коэффициент 0,1 на каждый процент умения. Максимальное значение: +10% к получаемому опыту.

Ограничение: Командир.

Резюме: Прибавка к опыту не велика, но умение можно использовать для форсированной прокачки экипажа. Позднее имеет смысл заменить умение на другое.

Подробнее см. Обучение и переобучение

Орлиный глаз

Описание: Увеличивает максимальную дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше. Эффект усиливается в сочетании с умением «Радиоперехват », оборудованием «Просветлённая оптика » и «Стереотруба ».

Цифровое действие: Коэффициент 0,02 для работающих устройств и 0,2 для сломанных на каждый процент. Максимальное значение: 2% для работающих и 20% для сломанных.

Ограничение: Командир.

Резюме: Полезное умение для танков с хорошим обзором - особенно это касается лёгких танков, для которых критически важно заметить противника на максимальной дистанции.

Подробнее см. Обзор и маскировка

Мастер-оружейник

Описание: Уменьшает разброс поврежденного орудия. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0,2 на каждый процент. Максимальное значение: −20% к разбросу поврежденного орудия.

Ограничение:

Резюме: Имеет смысл брать только при частых критах орудия (характерно для танков, играющих от брони башни). В остальных случаях лучше взять что-то другое.

Плавный поворот башни

Описание: Уменьшает разброс при повороте башни. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0,075 на каждый процент. Максимальное значение: −7,5% к разбросу при повороте башни.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Хороший выбор для практически любого танка, кроме тех, у кого полное сведение занимает менее 2 секунд. Также может быть полезно для САУ и ПТ, особенно с большим углом горизонтальной наводки (например G.W. Panther).

Виртуоз

Описание: Увеличивает скорость поворота танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы», снаряжением «Ленд-лизовское масло», «Подкрученный регулятор оборотов двигателя» и «100-,105-октановый бензин». Увеличивает разброс орудия при повороте.

Цифровое действие: Коэффициент 0,05 на каждый процент. Максимальное значение: +5% к скорости поворота.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Важное умение для тех, кто вынужден активно действовать в манёвренном бою - в первую очередь лёгким и средним танкам, хотя и всем остальным классам оно тоже может пригодиться.

Король бездорожья

Описание: Снижает сопротивление слабых и средних грунтов при движении танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение повышает манёвренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы».

Цифровое действие: Коэффициент 0,1 по мягкому грунту или 0,025 по среднему на каждый процент. Максимальное значение: +10% к проходимости по мягкому и +2.5% по среднему грунту.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Выбор для быстрых машин или танков с проблемной проходимостью, например Pz.Kpfw. S35 739 (f) .

Плавный ход

Описание: Уменьшает разброс орудия на ходу. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение не влияет на разброс при повороте и на месте. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0,04 на каждый процент. Максимальное значение: −4% к разбросу при стрельбе с хода.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Вопреки распространённому мнению, умение полезно не только для машин, активно ведущих огонь с ходу. «Плавный ход» уменьшает круг сведения и, как следствие, после остановки нужно чуть меньше времени для полного сведения, что полезно почти для всех машин.

Мастер тарана

Описание: При таране уменьшает повреждения собственного танка и увеличивает их у вражеского. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение влияет только на движущиеся танки и не учитывается при столкновениях с союзными танками.

Цифровое действие: Коэффициент 0,15 на каждый процент. Максимальное значение: +15% к урону тараном для врага и −15% повреждений при таране для игрока.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Отличный вариант для тяжёлых по массе, но подвижных машин (ИС-7 , T14 , E 50 , E 50 Ausf. M , КВ-5 , AMX 50 B , AMX 50 120 , FCM 50 t).

Изобретатель

Описание: Увеличивает дальность связи радиостанции. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Коэффициент 0,2 на каждый процент. Максимальное значение: +20% к дальности связи.

Ограничение:

Резюме: Это умение имеет смысл либо для танков со слабой рацией, да и то, в основном, на низких уровнях, либо для легких танков, которые уходят далеко в тыл противника.

Радиоперехват

Описание: Увеличивает дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с умением «Орлиный глаз».

Цифровое действие: Коэффициент 0,03 на каждый процент. Максимальное значение: +3% к дальности обзора.

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Единственное по-настоящему полезное умение радиста, пригодится практически на любом танке.

Подробнее см. Обзор и маскировка

Ретранслятор

Описание: Увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции игрока. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Коэффициент 0,1 на каждый процент. Максимальное значение: +10% к дальности связи союзных танков.

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Умение имеет смысл изучать только при игре на низких уровнях.

Навыки

Навыки начинают действовать только при их изучении на 100%.

Боевое братство

Танкист! Изучай этот навык для всех членов экипажа одновременно. Изучение «Боевого братства» не у всех членов экипажа не имеет смысла. Боевое братство работает вне зависимости от пола экипажа.

Описание: Улучшает уровень владения основной специальностью и всеми умениями всех членов экипажа. Начинает действовать при совершенствовании всеми членами экипажа до 100%. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Улучшенная вентиляция», снаряжением «Доп. паек», «Шоколад», «Ящик колы», «Крепкий кофе», «Улучшенный рацион», «Пудинг с чаем» и «Онигири».

Цифровое действие: Все члены экипажа получают +5% к своему основному умению и ко всем дополнительным умениям. Навык не теряется при контузии членов экипажа.

Ограничение: Работает только при прокачке у всех членов экипажа.

Резюме: Довольно полезное умение, однако имеющее слишком много противопоказаний для его использования. Наиболее целесообразно использовать вместе с Улучшенной вентиляцией и в сочетании с умениями, направленными на усиление конкретного параметра танка.

Шестое чувство

Описание: Позволяет командиру определять, обнаружен ли его танк противником. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. При контузии командира перестаёт работать.

Цифровое действие: Информация об обнаружении танка появляется с задержкой в три секунды.

Ограничение: Командир.

Резюме: Отличный выбор для любого танка, поскольку знание о том, что противник раскрыл местоположение игрока - очень важно в любой ситуации. Зная об этом, можно с относительной легкостью уходить из-под ударов артиллерии и засадных снайперов.

Эксперт

Описание: Позволяет командиру определять критические повреждения танков в прицеле по собственному засвету . Начинает действовать при совершенствовании до 100%.

Цифровое действие: Начинает работать через 4 секунды после непрерывного наведения на танк противника.

Ограничение: Командир.

Резюме: Хороший выбор для дальнего боя или скоординированной игры во взводе/роте. В других случаях реализация преимущества затруднительна. Бесполезный навык для САУ. Подробнее об этом перке можно узнать, посмотрев видео о навыке "Эксперт" в WoT на просторах интернета.

Снайпер

Описание: Увеличивает вероятность нанесения урона по модулям и экипажу танка противника. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Только для бронебойных, подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Цифровое действие: Бонус в 3%.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Один из наиболее полезных навыков наводчика, особенно хорош для скорострельных пушек, орудий с автоматом заряжания и орудий с относительно небольшим для своего уровня и класса калибром (AMX 50 B , Т110Е5 , Объект 263).

Злопамятный

Описание: Позволяет видеть танк противника в небольшом секторе относительно орудия на две секунды дольше после его ухода из «засвета». Если навык приобретен двумя наводчиками, эффект не суммируется. Работает в том случае, если игрок видит врага сам, а не по чужому «засвету». То есть на САУ он будет практически бесполезен.

Цифровое действие: Длительность эффекта: 2 сек в секторе 10 градусов.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Навык имеет смысл изучать для засадных ПТ-САУ, либо для машин дальнего боя в сочетании с навыком Эксперт . Умеренно полезен для легких танков, использующих тактику пассивного засвета. Полностью бесполезен для артиллерии, поскольку она практически никогда не стреляет по собственному засвету.

Примечание : может использоваться активными разведчиками, для этого наиболее важные цели берутся на автоприцел, после чего внимание водителя концентрируется на дороге.

Чистота и порядок

Описание: Уменьшает вероятность возгорания двигателя, не допуская подтеков масла и горючего в моторном отсеке. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Эффект усиливается в сочетании со снаряжением «Автоматический огнетушитель».

Цифровое действие: −25% к шансу возгорания двигателя танка. Например, для двигателя с исходной вероятностью пожара 40% итоговый шанс составит 30%, для 20% - 15%, для 15% - 11,25%, для 12% - 9%, для 10% - 7,5%.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Хороший выбор для танков имеющих очень высокую пожароопасность двигателя и короткий корпус.

«Бесконтактная» боеукладка

Описание: Увеличивает прочность боеукладки: снаряды уложены в таком порядке, что не касаются друг друга. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Мокрая боеукладка ».

Цифровое действие: +12,5% к прочности боеукладки.

Ограничение:

Резюме: Для техники с риском частых критов боеукладки, т.е. для детонации неповрежденной боеукладки с первого выстрела требуется орудие с большим уроном по модулям.

Интуиция

Описание: Создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Для повторного использования навыка необходимо полностью перезарядить орудие. Если навык приобретён двумя заряжающими, то вероятность срабатывания удвоится и составит 34%, а если тремя (французские экипажи), то утроится и составит 51%.

Цифровое действие: Вероятность равна 17%.

Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Может быть полезно для танков с частой сменой типа снаряда (E 100 например), для игроков, рационально использующих свой боекомплект в бою.

Отчаянный

Описание: Ускоряет перезарядку орудия, если у танка остается менее 10% прочности. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Орудийный досылатель». Для барабанной техники ускоряет перезарядку всего барабана, но не снарядов внутри него.

Цифровое действие: Если прочность танка менее 10%, перезарядка занимает 90,9% от изначального значения времени.

Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Имеет смысл прокачивать для машин с очень крепкой броней и большим запасом очков прочности (Maus , E 100). Даст заметный эффект на барабанной технике.

Из последних сил

Описание: Позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка, передавать позиции танков противника в течение ещё двух секунд. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретён двумя радистами, эффект не суммируется.

Цифровое действие: Дополнительные 2 секунды «засвета».

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Очень полезное умение для лёгких танков - «светляков».

Ссылки

17.03.2014

Официальный сайт World of Tanks, хотя и содержит исчерпывающие сведения о навыках, которые может приобрести каждый из членов экипажа машины боевой, но, во-первых, мало кому улыбнётся перечитывать несколько страниц технического текста, а во-вторых, официальная информация – сухая и обтекаемая. Там вам ни за что не скажут прямым текстом, что вот этот вот навык – ерунда, а вот этот – неплохой. Поэтому, танкистам придётся уходить на форумы, где нужно будет перелопатить множество тем по нескольку десятков, то и сотен страниц, чтобы выяснить для себя необходимую информацию. Задача данного материала – подробно и одновременно кратко, доходчиво и по-простому описать каждый из навыков для каждого из членов экипажа, не утаивая при этом абсолютно ничего.

Навыки в World of Tanks – не пустой звук, а отличная перспектива для многократного улучшения характеристик своей боевой машины. Часто значение навыков недооценивают, а зря. Итак, поехали.

Пожаротушение.

По скромному мнению автора, а также многих опытных танкистов – наименее полезный навык, который проще заменить обычным огнетушителем. А на заявления, дескать, что будет, если вас второй раз подожгут, можно ответить, что такая вероятность крайне мала. В общем, Пожаротушение – навык с откровенно слабой полезностью. В виде альтернативы можно взять умение «Чистота и порядок», которое уменьшает вероятность возгорания двигателя.

Маскировка.

Данный навык изучают повально, особенно это делают новички, считающие, что теперь их танк будет малозаметен и им можно будет вдоволь поиграть в снайперском режиме. Это не так. Дело в том, что далеко не все танки в игре способны маскироваться. Некоторые делают это лучше, некоторые хуже, а некоторые, огромные, обладающие высоким профилем машины и вовсе не умеют маскироваться. К примеру, Т-62 с прокачанной на 100% маскировкой может оставаться невидимым при неподвижности почти до 300 метров, в то время, как тот же Е-100 сможет спрятаться при аналогичных условиях только на расстоянии, чуть больше 400 метров. В виде альтернативы лучше для танка приобрести камуфляж, а также почаще прятаться по кустам. В общем, маскировка – более или мене полезное умение, но далеко не для всех танков.

Ремонт.

Наиболее универсальный по своей полезности навык. Ремонт можно и нужно прокачивать. В виде, как альтернативы, так и дополнения, отлично подходит ящик с инструментами, а также большой или малые ремонтный комплект. В каждом танке должен быть танкист, обученный ремонту.

Боевое братство.

Ещё одно универсальное, командное умение, дающее 5% для прироста баллов всех навыков для всего экипажа. В виде альтернативы можно приобрести вентиляцию, впрочем эффект этих двух слагаемых суммируется, так что лучше и изучать боевое братство и установить вентиляцию. Если ко всему прочему добавить колу, шоколад или кофе, то умения могут вырасти до 120%. Неплохой навык, который особенно хорош для артиллеристов.

Теперь переходим к персональным умениями каждого из членов экипажа.

Командир.

Умение наставника позволяет командиру быстрее обучать своих подопечных. Наибольший эффект даёт при изучении в самом начале развития. Впрочем, данный навык всего лишь обеспечивает ускоренную прокачку остальных умений, а сам, по сути, не приносит никакой пользы. В общем, для самых нетерпеливых этот скилл вполне сойдёт.

Навык неплохой. Он позволяет увидеть у танков выведенные или повреждённые узлы в технике противника, но работает Эксперт только при 100-процентной прокачке, а также, если технику противника получится удержать в прицеле около 5-ти секунд, что не всегда приемлемо в случайных боях. Итог: данный навык больше подходит для дуэлей. Он несёт больше информационную помощь, которая не всегда может быть полезна в бою, где часто стреляешь туда, куда успеешь, а то и вовсе наугад. Умение со спорной полезностью.

Одно из самых важных умений в игре, если не самое важное. Знаменитая «лампочка» – жизненно необходима в каждом бою. Навык, сигнализирует о факте засвета вашей техники. Если загорелась лампочка, значит, танк обнаружили. Обязательно к изучению, и чем раньше, тем лучше.

Данное умение позволяет командиру заменить выведенного из строя члена экипажа. Чаще всего вместо этого навыка игроки предпочитают приобретать аптечки для лечения пострадавших. Не самая полезная опция.

Полностью прокачанный Орлиный глаз позволяет увеличить максимальный обзор танка на 2%. Применение данного навыка – удел опытных игроков. Новичкам это умение вряд ли будет полезно, впрочем, если вы воюете на Bat Chat, Patton или другой технике с хорошей функцией обзора, то взять Орлиный глаз можно и даже нужно. Итог: этот скилл будет полезен, если вы умеете и любите использовать маскировку и умеете рассчитывать дальность обнаружения. В качестве альтернативы, а также дополнения можно взять радиоперехват, просветлённую оптику, стереотрубу или доппаёк с вентиляцией.

Умение снайпера увеличит вероятность нанесения критического урона. Достаточно полезная профессия. Особенно это будет видно, после сравнения итогов боёв на технике, где наводчик обучен снайперской стрельбе, и где не обучен. Разница будет заметна. Танк с этим умением нанесёт гораздо больше критов, среди которых такие полезные, как пожар или взрыв боекомплекта. Не работает с кумулятивными снарядами. Очень достойный выбор, практически, обязательный для изучения.

Данный навык позволяет видеть в прицеле исчезающего врага ещё две дополнительные секунды. Работает только в том случае, если данного противника засветили лично вы. Иными словами, артоводам, разогнавшимся качать этот навык следует знать, что полезен он не будет, поскольку для артиллерии, противника подсвечивают другие танки, а не сама арта. Итог: почти бесполезный навык, который лучше не качать.

Тут всё понятно: в снайперском режиме проще будет прицелиться при повороте башни, если таковая есть. Не качайте скилл, если у вас башня не вращается. В виде альтернативы выступает установка стабилизатора. Впрочем, полезность суммируется. Если быть кратким, то данный навык – один из самых бесполезных. Можно не изучать, потеряете немного.

Всё сказано в названии. После 100-процентной прокачки наводчик может с большой долей вероятности предугадать, какой именно тип снаряда понадобится в будущем. Навык интересный и даже смешной, но почти бесполезный. Вместо этого изучите лучше ремонт или ту же маскировку.

Очень важное умение, поскольку повреждение боеукладки сразу превращает ваш танк в кучу металлолома, а изучение этого навыка позволяет снизить вероятность взрыва боезапаса на 13%. Достаточно полезная специальность, хотя многие и предпочитают изучать нечто другое. Итог: обязательно учите, если воевать планируете на танках с традиционно слабо защищённой боеукладкой.

Довольно оригинальная штука. Её суть сводится к тому, что, как только у техники остаётся менее 10% здоровья, то заряжающий начинает быстрее на 10% стрелять. В качестве дополнения или альтернативы отлично подходит досылатель. Прокачивать данное умение лучше на танке с большим количеством здоровья. Итог: полезный, хотя и специфический, навык для заряжающего.

Радист.

Данное умение увеличивает дальность радиосвязи. Практически бесполезная специальсть. Вообще стоит отметить, что специальные умения радиста славятся наибольшей бесполезностью среди всей остальной команды. Радиста лучше обучать общим, а не профильным навыкам.

Ещё одно бесполезное умение, увеличивающее расстояние связи со всей союзной техникой. Можно попробовать учить, но только если вы играете на артиллерии.

Данное умение увеличивает обзор. При полном 100-процентном изучении добавляет +3% к дальности. Вывод: более или менее полезный, хотя и не жизненно важный навык. Можно выучить, если сильно хочется.

Специфическое умение, отвечающее за отправку информации о месторасположении врагов спустя несколько секунд после уничтожения техники. Мстительный навык, который есть смысл изучать только на светляках – танках-разведчиках.

Механик-водитель.

Данное умение будет наиболее полезно для управления танком с плохой динамикой. При полном изучении даёт 5-процентный прирост к скорости поворота. Не самый полезный навык, который может проявить свою полезность только тогда, когда ваша тактика ведения боя будет требовать частных поворотов и тому подобных манёвров.

За счёт этого умения механик-водитель сможет добавить вашему танку чуть-чуть больше манёвренности на тяжёлой поверхности типа болот и прочего бездорожья. Практически бесполезное умение, которое мало кто изучает.

Этот навык позволяет уменьшить разброс при стрельбе на ходу. Убирается 4 скромных процента от диаметра прицела. Есть смысл изучать только на лёгких или средних танках. Чем танк медленнее, тем меньше смысла в изучении этого умения. Не очень полезное приобретение, которое можно заменить стабилизатором плавного хода.

Отличный навык, который позволяет увеличить до 15-ти процентов урон при выполнении приёма тарана. Является отличным дополнением для тяжёлой и быстрой техники. Вооружённые умением тарана обычные средние или даже лёгкие танки могут принести много неприятностей противнику. Крайне рекомендуется к изучению.

Этот навык уменьшает вероятность возгорания на 25%. Неплохое умение, особенно, если вы не планируете пользоваться огнетушителями. Если огнетушитель всегда есть в запасе, то качать Чистоту и порядок нет смысла. Кроме этого, его можно отлично заменить тем же общим навыком пожаротушения, хотя это вовсе не одно и то же. В качестве альтернативы или дополнения также подойдёт фильтр «Циклон».

Как мы знаем, при освоении основной специальности до 100% у нашего экипажа открывается меню навыков

Как мы знаем, при освоении основной специальности до 100% у нашего экипажа открывается меню навыков и умений (нажать на +), однако многие неопытные игроки не совсем разбираются что им выбрать и поэтому, данная статья поможет вам в выборе правильных навыков и умений, так же рассмотрим наиболее оптимальные варианты сборки для различных видов техники.

А начнем с общего описания, что из себя каждый навык и умение представляет и его необходимость в изучении.

● Командир . У командира имеется одни из самых полезных наборов перков и навыков, стоит правильно выбирать их.

1.Шестое чувство, или в простонародье “лампочка”.

Позволяет командиру обнаружить, засвечен ли наш танк, однако стоит помнить, что высвечивается лампочка спустя после 3 секундного засвета нас врагом. Один из самых полезных перков, качаем командиру первым однозначно.

2.Мастер на все руки.

Данное умение позволяет овладеть командиру специальностью выведенного из строя члена экипажа. При 100% изучении-50% от навыка контуженного члена экипажа. Бесполезный перк, качаем в самом конце.

3.Наставник

Дает дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира.
При 100% изучении дает 10% к опыту. Так же не совсем полезное умение, оставляем на конец.
Умение. Действует по мере изучения.


4. Орлиный глаз

Крайне полезный перк для глазастых СТ и ЛТ, чтобы ещё лучше сделать свой обзор. При 100% изучении дает 2% к нашему обзору, +20% при поврежденных приборах наблюдения. Так же дает дополнительный эффект при наличии оптики, стереотрубы и умения радиоперехват.
Умение. Действует по мере изучения.

5.Эксперт

Позволяет при наведении прицела(даже артиллерийского) видеть, какие модули повреждены у противника и видеть контуженный экипаж. Стоит помнить, что начинает работать при удерживании противника в прицеле в течении 4 секунд. Весьма неоднозначный перк, на любителя, однозначно если и прокачивать, то в конце.
Навык. Действует при 100% изучении.

● Наводчик . Набор бестолковых перков, кроме плавного поворота башни.

1. Злопамятный

Позволяет нам дополнительно видеть противника в течении 2 секунд в секторе 10 градусов. Не совсем полезный перк, подойдет только для пассивного света, чтобы ваша команда накидала больше по врагу за дополнительное время.
Навык. Действует при 100% изучении.

2. Мастер-оружейник

Позволяет уменьшитьразброс поврежденного орудия. При 100% изучении дает -20% к разбросу поврежденного орудия. Усиливается при наличии стабилизатора вертикальной наводки. Почти бестолковый перк, оставляем напоследок.
Умение. Действует по мере изучения.

3.Плавный поворот башни

Уменьшает разброс при повороте башни на 7.5%. Крайне полезно для СТ, ЛТ и ТТ. При установленном стабилизаторе вертикальной наводки эффект усиливается.
Умение. Действует по мере изучения.

4. Снайпер.

Увеличивает шанс нанести повреждение экипажу или модулю на 3% при 100%-ом изучении. Не работает для фугасных снарядов Бесполезный перк
Навык. Действует при 100% изучении.

● Механик-водитель . Набор перков, как правило, для улучшения ходовых качеств танка и улучшения стрельбы на ходу. Крайне полезны для ЛТ и СТ.

1. Виртуоз

Полезный перк для танков с малой скоростью поворота. При 100% изучении дает +5% к скорости поворота танка. Усиливается при наличии дополнительных грунтозацепов, Ленд-лизовского масла, 100 и 105 октанового бензина и подкрученного регулятора оборотов.
Умение. Действует по мере изучения.

2.Король бездорожья

Уменьшает сопротивление грунтов при движении. Полезный навык для СТ и ЛТ, а также для танков с очень плохой проходимостью. Усиливает немного динамику танка в целом. Усиливается при наличии дополнительных грунтозацепов. Даёт нам +10% к проходимости по мягкому грунту и +2.5% по среднему грунту при 100% изучении.

3. Мастер тарана

Замечательный перк для таких танков, как Е50М, КВ-4,5 и т.д., позволяющий при таране уменьшить повреждение своего танка и увеличить повреждении танку противника. При 100% изучении дает +15% к повреждению танка противника тараном и уменьшения повреждения нашему танку на -15%
Умение. Действует по мере изучения

4.Плавный ход

Данный перк уменьшая разброс при стрельбе на ходу. Усиливается при наличии стабилизатора вертикальной наводки. Неплохо подойдет всем видам техники. При 100% изучении дает -4% к разбросу в движении.
Умение. Действует по мере изучения

5. Чистота и порядок

Уменьшает вероятность возгорания двигателя (на баки никак не влияет!) на 25%. Пригодится для танков с большим % возгорания двигателя. (вероятность возгорании можно посмотреть при подробном рассмотрении двигателя в ангаре). Усиливается при наличии автоматического огнетушителя.
Навык. Действует при 100% изучении.



● Радист . Один из самых скудных по полезности навыков, крайне просто определиться с выбором.

1. Из последних сил

Позволяет нашему радисту, не выведенному из строя при уничтожении танка, сообщать расположение танков противника ещё 2 секунды. Бесполезный перк.
Навык. Действует при 100% изучении.

2. Изобретатель

Увеличивает дальность связи. При 100% изучении дает +20% к дальности радиосвязи. Крайне бестолковый перк. В топку.
Умение. Действует по мере изучения.

3. Радиоперехват

Полезный перк, увеличивающий обзор нашего танка на 3% при 100% изучении. Усиливается перком “орлиный глаз” и при наличии оптики, стереотрубы. Для зорких СТ и ЛТ крайне советуем.
Умение. Действует по мере изучения.



4. Ретранслятор

Увеличивает дальность связь союзников в радиусе. При 100% изучении дает +10% к дальности связи союзников. Опять же крайне бесполезный перк.
Умение. Действует по мере изучения.

● Заряжающий . У заряжающего самый малый набор перков, даже выбирать особо не приходится.

1. Бесконтактная боеукладка.

Увеличивают прочность боеукладки на 12.5%. Необходимый навык для танков с слабенькой боеукладкой (к примеру, советские СТ Т-44 и Т-54). Усиливается при наличии мокрой боеукладки
Навык. Действует при 100% изучении.

2. Интуиция

Дает шанс в 17% мгновенно сменить снаряд (например, с бронебойного на фугас) с того момента, как начался перезаряжаться снаряд. Полезен для танков, где мы частенько меняем тип снарядов, таких как Е100, об.261 и т.д.
Навык. Действует при 100% изучении.

3. Отчаянный

Уменьшает перезарядку орудия на 9.1% при прочности нашего танка менее 10%. Спорный навык, на любителя. Усиливается при наличии орудийного досылателя.
Навык. Действует при 100% изучении.

P.s. Все данные перки при наличии у нескольких членов экипажа НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ! (к примеру, отчаянный прокачанный у 2-х заряжающих не складывается, так что не забывайте это и берите более полезные перки).

А сейчас рассмотрим навыки и умения, доступные всем членам экипажа. Стоит знать, что эффективность данных навыков учитывается из среднего показателя экипажа, владеющего данным умением (например, если у вас прокачан ремонт у 2 из 4 членов экипажа, то прирост к скорости ремонта будет в 50% а не 100%).

1. Ремонт

Наверное, самый полезный перк для любого вида техники, за исключением арты. Увеличивает скорость починки поврежденных модулей танка. Усиливается при наличии большого ремкомплекта или ящика с инструментами. При 100% изучении дает +100% к скорости починки. Первым делом прокачивайте почти для любой техники.
Умение. Действует по мере изучения.

2. Маскировка.

Снижает заметность нашего танка. Усиливается при наличии маскировочной сети. Крайне полезный перк для малозаметных ПТ, ЛТ, арты. При 100% изучении дает +100% к незаметности танка.
Умение. Действует по мере изучения.

3. Пожаротушение

Увеличивает скорость тушения пожара при возгорании на 100% при 100% прокачке у всего экипажа. Будет необходим для пожароопасных танков или же, если вы любитель не возить с собой огнетушитель. Прокачиваем только на горящих, как ёлка, танках или в последнюю очередь.
Умение. Действует по мере изучения.

4. Боевое братство

С этим перком очень часто путаются новички, т.к. ТРЕБУЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ДО 100% У ВСЕХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ДЛЯ ЕГО РАБОТЫ. Усиливается при наличии улучшенной вентиляции,шоколада, пудинга с чаем, доппайка, ящика колы, крепкого чая, улучшенного рациона и онигири (для каждый нации, соответственно). При полном изучении дает +5% ко всем к основному умению, дополнительным навыкам и умениям.

Тяжелые танки (ТТ)


Командир: Шестое чувство, бб, ремонт, орлиный глаз.
Наводчик: Ремонт, бб, плавный поворот башни, маскировка.
Заряжающий: Ремонт, бб, маскировка, отчаянный.
Механик-водитель: Ремонт, бб, король бездорожья, мастер тарана.

(бб-боевое братство, на личное усмотрение каждого).

Средние танки (СТ)


Командир: Шестое чувство, бб, орлиный глаз, маскировка
Наводчик: ремонт, бб, маскировка, плавный поворот башни
Заряжающий: ремонт, бб, маскировка, отчаянный
Механик-водитель: ремонт, бб, король бездорожья, плавный ход или маскировка
Радист: ремонт, бб, радиоперехват, маскировка.


(Для последних перков строго на ваш выбор, в зависимости от вашей техники).

Лёгкие танки (ЛТ)


Командир: Шестое чувство, маскировка, орлиный глаз, ремонт, бб.
Наводчик: Маскировка, ремонт, плавный поворот башни, бб.
Заряжающий:Маскировка, ремонт,отчаянный, бб.
Механик-водитель: Маскировка,ремонт, король бездорожья, бб.
Радист: Маскировка, ремонт, радиоперехват, бб.

(Боевое братство на личное усмотрение каждого).
(Для последних перков строго на ваш выбор, в зависимости от вашей техники).

ПТ-САУ


Командир: Шестое чувство, маскировка, бб, ремонт.
Наводчик: Маскировка, ремонт, бб, пожаротушение.
Заряжающий:Маскировка, ремонт, бб, отчаянный.
Механик-водитель:Маскировка, ремонт, бб виртуоз.
Радист:Маскировка, ремонт, бб, радиоперехват.

(Если ПТ огромная, первым перком вместо маскировки качаем ремонт).
(Для последних перков строго на ваш выбор, в зависимости от вашей техники).

АРТ-САУ


Командир: Шестое чувство, бб,маскировка, ремонт.
Наводчик:Маскировка, бб, злопамятный, ремонт.
Заряжающий:Маскировка, бб, интуиция, ремонт.
Механик-водитель:Маскировка, бб, виртуоз, король бездорожья.
Радист:Маскировка, бб, ремонт, радиоперехват.

(Для последних перков строго на ваш выбор, в зависимости от вашей техники).

Все навыки и умения идут последовательно для прокачки, однако вы можете менять их местами, если считаете нужным или же они подходят под вашу конкретную технику, т.к. невозможно подобрать перки именно для всех танков одинаковые. Так же стоит помнить, что для каждого следующего умения требуется в 2 раза больше опыта, чем в предыдущем, относимся к этому с умом.

Уважаемые танкисты, сегодня я хочу поговорить об умении командира - «Наставник». Данное умение предоставляет дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира. Количество опыта возрастает 0,1% на каждый процент умения. Максимальное значение: +10% к получаемому опыту.

Как я понимаю, концепция умения заключена в отказе от некоего полезного в бою умения командира («Шестое чувство», «Ремонт» и пр.) в пользу бесполезного в бою, но дающего преимущество в скорости прокачки остального экипажа. Не явно предполагается, что отстав вначале по количеству изученных полезных в бою умений, на длинной дистанции ваш экипаж, обгонит по этому параметру экипажи, в которых командир не тратил опыт на умение «Наставник». То есть после x боев, количество умений экипажа, командир которого изучил умение «Наставник» станет больше, чем у экипажа, командир которого не изучал данное умение.

Собственно, меня заинтересовал вопрос: «Через сколько боев это случится?»

Очевидно, что это умение «Наставник» нужно изучать как можно раньше, чтобы получить больше дополнительного опыта. Однако у командира есть очень важный навык «Шестое чувство», который, по-моему мнению, должен быть изучен в первую очередь. Однако, для чистоты эксперимента, в своей модели я решил изучать «Наставника» первым.

Также очевидно, что наиболее полезно умение «Наставник» для танков с большим экипажем может. Особенно, если вторым умением взять всему экипажу «Боевое братство». Поскольку навык «Боевое братство» улучшает уровень владения всеми умениями, то это распространяется и на умение «Наставник», а соответственно, также дает прирост к скорости прокачки экипажа. Поэтому вторым умением всему экипажу качаем «Боевое братство».

Для изучения членом экипажа первого дополнительного умения требуется 210 060 опыта. Каждое последующее умение вдвое дороже. Кажется, что потратив 210К опыта на умение «Наставник», уже при изучении экипажем из шести танкистов второго умения: 420К*10%*5 = 210К мы окупим затраты на него. Даже что-то выиграем, так как умение наставник действует по мере изучения, и дополнительный опыт мы будем получать при прокачке первого умения. На самом деле мы упустили важную деталь - мы лишили наш экипаж одного умения, ведь «Наставник» не дает нам преимущества в бою. И правильно считать количество полезных умений экипажа на момент времени.

В качестве объекта для исследования я взял японских тяжей. С O-I до Type 5 Heavy состав экипажа в этой ветке не меняется, а у O-I Exp вместо одного заряжающего радист. Очень удобно качать экипаж в этой ветке, до 10 уровня можно сделать это очень основательно. Именно размышления о прокачке этой ветки вызвали у меня вопрос об использовании умения «Наставник».

Для начала я составил целевой состав навыков экипажа:

Остальные навыки практически бесполезны, соответственно, дальнейшая прокачка не дает преимущества. Маскировка для японских тяжей бесполезна, навыки вроде «Интуиции» или «Ретранслятора» я вообще не понимаю зачем реализованы разработчиком. «Снайпер» с фугасами не работает. Видно, что в реальности после изучения 4-го навыка, польза от умения «Наставник» резко снижается, так как половине экипажа просто нечего изучать.

Предполагаю, что изучать я буду умения, то есть те перки, которые начинают работать по мере изучения. Изучив умение до 100%, я буду за золото сбрасывать умение и менять его на навык, так как он действует только после 100% обучения. Так полученный опыт будет приносить пользу сразу. Переучивать экипаж на новый танк буду также за золото. Предположу, что я сыграю на японских тяжах 10 000 боев, получая 1000 опыта за бой.

Дам «Наставнику» бонус - включу на эти 10 000 боев ускоренное обучение экипажа, так как в случае с ускоренным обучением экипажа прирост этого ускоренного обучения также увеличивается и «Наставником». Однако следует понимать, что чем больше опыта получают все танкисты, кроме командира (из-за умения «Наставник»), тем чаще ускоренное обучение «выпадает» на самого командира. Из-за этого реальный прирост немного уменьшается. Я щедро буду считать, что в 2/3 случаев умение «Наставник» сработает.

Описанную выше модель я реализовал в Excel и получил таблицу, в которой на каждый бой от 1 до 10 000 для каждого члена экипажа вычислил количество изученных процентных пунктов полезных умений. Т. е. если член экипажа первым умением выучил ремонт на 75%, значит у него 75 процентных пунктов, если это его второе умение, то – 175. Однако, если первое умение «Наставник», то у него всего 75 процентных пунктов полезных умений, так как «Наставник» - бесполезное в бою.

Голубым в таблице представлен экипаж, командир которого не изучал умение «Наставник», розовым, соответственно, обозначен экипаж, командир которого решил пойти по пути мастера Йоды. Как видим, после первого боя экипаж наставника, начинает отставать, причем отставание растет с каждым боем.

На диаграмме, созданной на основе представленной таблицы видно, что на самом деле, наше предположение о том, что со временем экипаж с наставником обгонит самоучек, подтверждается. Однако есть небольшой нюанс - на протяжении большинства боев (ось X), экипаж «самоучек» имеет в среднем большее количество полезных умений (ось Y). Только на небольшом участке, примерно в моменты изучения 2-го и 3-го навыка, экипаж с наставником имеет преимущество, которое он стремительно утрачивает. А после изучения «самоучками» 3-го умения, экипаж с наставником будет отстающим до конца обучения.

Еще более это заметно на диаграмме, построенной на разнице средних уровней умений экипажа.

В голубой области среднее количество умений экипажа без наставника больше, чем у экипажа с наставником. В розовой – наоборот. И хотя отставание и небольшое, не более 0,15 уровня, но это отставание. Мы же ждали от умения «Наставник» преимущества.

Вывод: Концепция умения «Наставник» не подтверждается расчетами. Выбрав это умение для командира, вы не только отказываетесь от полезного в бою умения, но и обрекаете свой экипаж на постоянное отставание в обучении. Умение не только не полезное, а даже вредное.

У меня вопрос. Такое умение – это глупая ошибка разработчика или что-то другое?